Рег. номер: 0101
Балтийские СРО:
С 2010 года Партнерство объединяет надежных подрядчиков в сфере пожарной безопасности, способствуя их стабильному развитию за счет комплексной информационно-правовой и методической поддержки. Членство в проверенной временем саморегулируемой организации является положительным активом в портфеле компаний-членов при их участии в тендерах.
В январе 2018 года вступил в силу Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», в котором среди основных направлений деятельности обозначены разработка и внедрение современных средств и технологий обеспечения пожарной безопасности, координация осуществления основных научных исследований и разработок.
Уверен, что активная работа и взаимодействие профессионального сообщества по данным направлениям позволят повысить уровень пожарной безопасности среды обитания и избежать в дальнейшем многих трагедий, вызванных пожарами.
Бакунович Н.Н.
Такое мнение высказали эксперты Главгосэкспертизы России, которые обсудили правоприменительную практику в сфере обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с участниками Третьего Всероссийского инженерного форума «PROПРОЕКТ-2020». Об этом нам сообщила пресс-служба ведомства.
Форум прошёл в онлайн-формате. Трансляция докладов и открытых дискуссий осуществлялась из специально оборудованных студий в Москве и Саратове.
В работе III Всероссийского инженерного форума, организованного компанией «RUBEZH», приняли участие около 1,5 тысячи специалистов из различных регионов России, в том числе из Москвы, Грозного, Альметьевска, Барнаула, Иркутска и других городов. Главной темой форума «PROПРОЕКТ-2020» стало обсуждение изменений в технических регламентах и иных регуляторных документах в области противопожарной безопасности, которые вступили в силу или продолжают разрабатываться в 2020 году.
«Изменения в нормативных требованиях к системам противопожарной защиты назрели давно, и это обусловлено, в первую очередь, появлением на строительном рынке новых материалов и технологий, в том числе появлением новых средств противопожарной и противодымной защиты», – отметил Денис Гордиенко, начальник ФГБУ «Всероссийский институт противопожарной обороны» (ВНИИПО МЧС России). Он также рассказал участникам форума о порядке рассмотрения и принятия нормативных документов. Национальные и межгосударственные стандарты, регламентирующие требования к средствам обеспечения противопожарной защиты, разрабатываются в ВНИИПО МЧС. «В соответствии с законодательством, их подготовка и публичное обсуждение производятся на площадках технических комитетов по стандартизации», – пояснил спикер. В настоящее время специалисты ФГБУ ВНИИПО МЧС России проводят работу по подготовке проекта первой редакции изменения № 1 в технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). Предложения по внесению поправок и дополнений в новую редакцию технического регламента ЕАЭС принимаются на площадке Технического комитета 274 до 1 сентября 2020 года.
«На площадке ТК 274 идёт открытое обсуждение проектов новых сводов правил, чтобы различные стороны могли обменяться мнениями и совместно выработать более совершенные и оптимальные решения, которые учитывают интересы как производителей пожарно-технической продукции, так и федеральных органов исполнительной власти, надзорных органов и непосредственных потребителей пожарно-технической продукции – застройщиков и проектных организаций», – подчеркнул господин Гордиенко.
В работе форума также приняли участие представители профильных подразделений Главгосэкспертизы России. Главный специалист Управления инженерного обеспечения Мария Патиченко и главный специалист Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Андрей Думилин проанализировали вопросы практического применения вводимых сводов правил.
«Профессиональное сообщество уже достаточно продолжительное время ожидает выпуска новых актуализированных редакций нормативных документов. При этом длительность подготовки изменений сводов правил обусловлена, судя по всему, не только значимостью самих требований, изложенных в документах, но также и революционными изменениями технического регулирования в целом», – считает господин Думилин. Он напомнил участникам форума о том, что Президент России поручил Правительству РФ обеспечить с 1 января 2021 года введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах. И в этой связи, пояснил эксперт, сегодня продолжается активная работа по реализации так называемого механизма «регуляторной гильотины». В частности, планируется исключить из числа обязательных требований нормативные технические документы и оставить обязательными только те условия, которые установлены нормативными правовыми актами, подчеркнул эксперт Главгосэкспертизы и обратил внимание участников форума на то, что сейчас основные требования к обеспечению безопасности строительных объектов регулируются двумя документами – Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений и Техническим регламентом о пожарной безопасности. В развитие этих регламентов были приняты перечни стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной и обязательной основе обеспечивается соблюдение всех установленных ими требований.
«Современная нормативная база, которая состоит большей частью из добровольных требований, по идее, должна бы активно подталкивать проектировщиков, застройщиков и экспертов к выбору оптимальных решений, отличных от установленных в документах добровольного применения. Однако на практике этого, как правило, не происходит, и заказчики в большинстве случаев принимают добровольные требования к обязательному исполнению, а в случае отступления от них зачастую разрабатывают специальные технические условия», – подчеркнул Андрей Думилин. По словам спикера, хотя технические регламенты и декларируют возможность гибкого применения установленных в них условий, но необходимое для этого методическое обеспечение отсутствует. Поэтому крайне важно, отсекая устаревшие и избыточные требования, параллельно разрабатывать и принимать методики, позволяющие использовать их в качестве доказательной базы для подтверждения обоснованности решений, принимаемых в проектной документации.
Госпожа Патиченко подробно проанализировала наиболее типичные замечания, которые возникают у экспертов при рассмотрении проектных решений по системам пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Особое внимание спикер уделила обеспечению безопасности объектов с учётом пребывания и возможности эвакуации людей с ограниченными физическими возможностями. «Один из самых распространённых недостатков, выявляемых при экспертизе, состоит в том, что при одновременном применении в одном помещении звуковых (или светозвуковых) и речевых пожарных оповещателей не обеспечивается однозначное информирование людей о пожаре, что может спровоцировать панику и ошибочные действия при эвакуации. Кроме того, нередко отсутствуют проектные решения по организации обратной связи с пожарным постом для зон безопасности маломобильных групп граждан, а также отсутствуют световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели в зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению», – подчеркнула Мария Патиченко.
Представители Главгосэкспертизы также ответили на вопросы, поступившие в чат форума от участников из разных городов. Отвечая на вопрос, не считает ли Главгосэкспертиза России возможным давать преференции продукции отечественных производителей средств противопожарной защиты – в частности, при экспертизе социально значимых объектов, финансируемых государством, представитель ведомства Андрей Думилин отметил, что перечень применяемого оборудования на объекте устанавливается при распределении федеральных бюджетных средств, выделяемых на его создание. И в том случае, если на территории Российской Федерации отсутствуют те или иные виды оборудования с необходимыми характеристиками, то проектная организация может использовать зарубежные аналоги.
Ещё один из вопросов, поступивших в адрес Главгосэкспертизы от участников форума «PROПРОЕКТ 2020», затрагивал проблему подготовки методических пособий, разъясняющих особенности применения нормативных требований – например, по аналогии с Правилами дорожного движения и другими отраслевыми сводами правил. «Безусловно, методические пособия, которые бы не только разъясняли положения технических регламентов, но и предлагали допустимые варианты выполнения тех или иных требований, были бы весьма полезным подспорьем в работе проектировщиков и позволили бы исключить необходимость разработки специальных технических условий или внесение изменений в ГОСТы и своды правил. Но пока это решение нуждается в серьёзной, в том числе процедурной, проработке», – ответил господин Думилин.
Подводя итоги онлайн-дискуссии, руководитель отдела развития компании «RUBEZH» Дмитрий Крюков подчеркнул, что одной из амбициозных задач форума «PROПРОЕКТ» становится формирование общего для всех заинтересованных сторон – разработчиков документов, проектировщиков и экспертов – понимания изменений регулирования в части обеспечения безопасности объектов. «В противном случае, когда хотя бы у одной из этих сторон будет свой особый взгляд на такие изменения нормативных документов, мы столкнёмся в итоге с большими рисками для безопасности объектов в целом», – подчеркнул модератор форума.