Рег. номер: 0101
Балтийские СРО:
С 2010 года Партнерство объединяет надежных подрядчиков в сфере пожарной безопасности, способствуя их стабильному развитию за счет комплексной информационно-правовой и методической поддержки. Членство в проверенной временем саморегулируемой организации является положительным активом в портфеле компаний-членов при их участии в тендерах.
В январе 2018 года вступил в силу Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», в котором среди основных направлений деятельности обозначены разработка и внедрение современных средств и технологий обеспечения пожарной безопасности, координация осуществления основных научных исследований и разработок.
Уверен, что активная работа и взаимодействие профессионального сообщества по данным направлениям позволят повысить уровень пожарной безопасности среды обитания и избежать в дальнейшем многих трагедий, вызванных пожарами.
Бакунович Н.Н.
Профилактика нарушений и тотальная информатизация помогут значительно повысить качество государственной контрольно-надзорной деятельности. Это ключевые направления реформы госконтроля, которая реализуется в рамках Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам и которую курирует министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Законопроект о госконтроле, закрепляющий основные принципы «умного» контроля, внесён в правительство. Вопросы взаимодействия между инспекторами и предпринимателями обсуждались 2 июня на сессии Открытого правительства «Доверять нельзя проверять. Смещение акцентов в контрольно-надзорной деятельности», которая состоялась на площадке Петербургского международного экономического форума.
Работа над законопроектом о госконтроле, как сообщил Михаил Абызов, завершилась два дня назад. После широкого диалога с экспертным и деловым сообществом, с Экспертным советом при правительстве Минэкономразвития внесло документ в кабмин. Его принятие ожидается в осеннюю сессию Госдумы.
Работа совместно с бизнесом велась на протяжении последних двух лет. Это тяжёлый закон, который обеспечивает не только рамочное регулирование государственного и муниципального контроля в РФ, но и конкретизирует основные цели и задачи, в том числе связанные с изменением модели госконтроля, которая должна измениться с репрессивной на партнёрскую. Здесь очень важно изначально сделать прозрачной систему координат и правила взаимодействия между контролёром и поднадзорным субъектом», — отметил Михаил Абызов.
Чтобы изменить характер взаимодействия проверяющих и проверяемых, начиная с этого года надзорные органы проводят ежеквартальные балансовые комиссии, в рамках которых представляют предпринимателям результаты всех проверок на той или иной территории, показывают, какие были выявлены нарушения, какие из этих нарушений несут высокую угрозу риска жизни и здоровью граждан, какие санкции за эти нарушения были наложены. Кроме того, они предоставляют свои рекомендации, как организовать работу предпринимателя, чтобы в дальнейшем не допускать таких нарушений.
В будущем планируется ввести систему электронных тест-листов, которые помогут предпринимателям в дистанционном режиме проверять себя на соответствие и выполнение обязательных требований. Они будут публиковаться в открытом доступе. Тотальная информатизация государственного контроля и надзора, в свою очередь, позволит сократить контакты между контролёром и предпринимателем и тем самым снизить коррупционные риски. Опыт ФНС и Роструда, которые активно внедряют в своей работе информационные системы, по словам Михаила Абызова, показывает, что такой подход существенно сокращает для предпринимателя затраты на выполнение требований, а для надзорных органов снижает нагрузку по администрированию государственного контроля и надзора.
Помимо бизнеса, очень важно, чтобы изменения в контрольно-надзорной деятельности почувствовали бюджетные учреждения, подчеркнула Мария Шклярук из Центра стратегических разработок. Сейчас вероятность проверки бюджетного учреждения составляет 60%, в то время как для бизнеса и предпринимателей такая вероятность — 2,5–3,5%. И внедрение новых технологий, и развитие профилактики будет наталкиваться на организационную культуру, поэтому очень важна работа с кадрами и обучение новым способам взаимоотношений, подчеркнула эксперт. Мария Шклярук также предложила внедрять трёхмодальную модель управления в госконтроле.
Сейчас очень много внимания в реформе контрольно-надзорной деятельности уделяется проектному подходу. Наиболее продвинутые фирмы переходят на трёхмодальную систему управления: управление инновациями, проектами и процессами. В реформу госуправления, которую готовит ЦСР, мы закладываем именно этот подход», — сказала она.
Одним из первых внедрять новые подходы в контрольно-надзорной деятельности, в том числе переходить на риск-ориентированный подход, начал Роспотребнадзор. Внедрение риск-ориентированного подхода совпало с надзорными каникулами для малого бизнеса, и эти новые подходы принесли свои плоды, отметила глава ведомства Анна Попова.
За 5 прошедших лет количество плановых надзорных мероприятий по объектам торговли снизилось в 18 раз, по общепиту — в 11 раз, по производствам пищевой продукции — в 5 раз. Это, конечно, определённый результат. Новые формы контроля, безусловно, назрели. Мы готовы часть объектов, которые можем увидеть дистанционно, не посещать. У нас достаточно камер на производствах, документооборот электронный, и нам не надо туда приходить», — сказала глава Роспотребнадзора.
Избыточные проверки занимают важное место в работе бизнес-омбудсменов по всей стране, констатировал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Тот факт, что многие ведомства, в том числе МЧС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, сокращают число проверок, является, по его словам, положительным эффектом. Но, тем не менее, большое количество проверок проводится вне плана.
Если мы говорим об административных проверках, мы должны изменить парадигму, это должна быть только контрольная функция. Они не должны заканчиваться как плановые и внеплановые проверки, у них не должно быть полномочий делать выводы. Я очень поддерживаю ту глобальную и системную работу, которая сейчас ведётся, но всё-таки можно идти быстрыми решениями, которые уже сегодня изменят ситуацию», — сказал бизнес-омбудсмен.
Михаил Абызов, комментируя это предложение, призвал не представлять всё в чёрно-белом цвете. Предложение Бориса Титова он не поддержал, сказав, что подобный подход может привести к росту ущерба.
Возьмём простой пример. Москва обеспечила почти каждый двор видеокамерами. У нас в рамках регионального контроля есть контроль за деятельностью управляющих компаний. С помощью камер можно зафиксировать, есть ли снег и глыбы льда на крышах. Следуя такой логике, чтобы оформить требование убрать лёд, надо пойти в прокуратуру, получить разрешение на внеплановую проверку и только затем выписать акт управляющей компании. За время, пока бумаги будут ходить, глыба льда кого-нибудь убьёт. Зачем нам вводить новые технологии, если потом невозможно их применять», — пояснил министр.
Опытом реформирования контрольно-надзорной деятельности в Казахстане поделился генеральный прокурор страны Жакип Асанов. Он рассказал про опыт регистрации всех проверок предпринимателей, которым многие страны уже интересуются и берут на вооружение. Прокурор при этом не просто формирует статистику по проверкам, а смотрит их обоснованность и законность. Все акты проверок фиксируются в единой базе. Также в стране создана карта проверок предпринимателей. Но ещё более опасное для бизнеса поле — это уголовное преследование, констатировал генпрокурор Казахстана. 40% компаний, попадающих в руки силовикам, по его словам, не выживают, а следователь зачастую делает всё, чтобы во что бы то ни стало доказать свою правоту. Эта проблема, по его словам, является общей для наших стран.
Понятно, что в будущем должна сохраниться репрессивная составляющая, может быть, она должна быть даже жёстче — но усиливать ответственность надо по отношению к недобросовестному бизнесу. При этом необходимо переходить на дистанционную модель работы, использовать скрытую "контрольную закупку". Будущая партнёрская модель должна быть именно такой», — считает модератор сессии, начальник контрольного управления президента Константин Чуйченко.
То, что делает правительство по упорядочиванию госконтроля, — это правильное направление, считает начальник контрольно-аналитической службы президента РЖД Михаил Бесхмельницын.
Это вызывает доверие сегодня к органам власти и правительству со стороны бизнеса. Но в крупных компаниях есть собственные органы контроля. В РЖД проводится 70 тыс. проверок в год, из них только треть проводят органы внешнего контроля. Внешние и внутренние проверки часто проверяют одно и то же. Нужно их состыковать», — предложил он.
Член правления РСПП Андрей Варичев, в свою очередь, сказал о необходимости прийти к тому, чтобы требования, которые являются конституционной нормой на крупных предприятиях, были бы внутренним стандартом для малого и среднего бизнеса.
Ключевое изменение в государственном контроле и надзоре — это изменение культуры и ментальности как управленца, администратора, так и инспектора, заключил Михаил Абызов. Однако, чтобы увидеть в госконтроле изменения в лучшую сторону, необходимо достаточное финансирование, подчеркнул министр.
На реализацию реформы мы на сегодняшний день имеем ноль дополнительного бюджета. При этом мы имеем зарплату инспектора 12–18 тыс. рублей при средней зарплате по региону 35 тыс. Можно рисовать очень красивые конструкции, но пока мы не вложим в реформу большие инвестиции, мы не изменим ничего», — подчеркнул Михаил Абызов.
Источник: http://www.nsopb.ru/news/6100