С 2010 года Партнерство объединяет надежных подрядчиков в сфере пожарной безопасности, способствуя их стабильному развитию за счет комплексной информационно-правовой и методической поддержки. Членство в проверенной временем саморегулируемой организации является положительным активом в портфеле компаний-членов при их участии в тендерах.

В январе 2018 года вступил в силу Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», в котором среди основных направлений деятельности обозначены разработка и внедрение современных средств и технологий обеспечения пожарной безопасности, координация осуществления основных научных исследований и разработок.

Уверен, что активная работа и взаимодействие профессионального сообщества по данным направлениям позволят повысить уровень пожарной безопасности среды обитания и избежать в дальнейшем многих трагедий, вызванных пожарами.

 Бакунович Н.Н.

О внесении изменений в федеральный закон «О пожарной безопасности»

На Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения опубликован проект федерального закона «Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О пожарной безопасности»» для публичного обсуждения.

Срок общественного обсуждения (дней): 15

Даты проведения обсуждения: 16.07.2014 - 31.07.2014
 
Законопроект разработан МЧС России в инициативном порядке и направлен на совершенствование правового регулирования вопросов создания и организации деятельности подразделений ведомственной и частной пожарной охраны, устранение отдельных пробелов в данной сфере общественных отношений, исключение внутренних противоречий, содержащихся в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон), а также приведение отдельных его положений в соответствие с законодательством, в части касающейся терминологических формулировок, применяемых в его текстовой части.

Законопроект разрабатывается с целью определения видов подразделений пожарной охраны, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, как в целях обеспечения пожарной безопасности, в том числе объектов подведомственных таким федеральным органам исполнительной власти и государственным корпорациям, так и в целях охраны от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе.

В настоящее время законодательством установлено, что подразделения ведомственной пожарной охраны могут создаваться федеральными органами исполнительной власти и организациями для обеспечения пожарной безопасности подведомственных организаций.

Цели и порядок создания подразделений частной пожарной охраны, а также круг юридических лиц, которым предоставлено право, создавать такие подразделения законодательством до настоящего времени не определен.

В настоящее время, подразделения ведомственной и частной пожарной охраны создаются по решению собственников (учредителей).

Законопроектом предлагается установить, что подразделения ведомственной пожарной охраны создаются исключительно федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями.

Закрепление такой нормы права в Законе позволит разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти (государственных корпораций) и организаций по созданию подразделений ведомственной и частной пожарной охраны.

Деятельность подразделений пожарной охраны связана непосредственно с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Законодательством установлено, что указанная деятельность, осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) при неукоснительном соблюдении установленных лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности, связанной с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, базируются на нормах, закрепленных в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, а также в нормативных правовых актах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

Контроль за осуществлением лицензионных требований и условий при осуществлении указанной деятельности осуществляется МЧС России.

Законодательством установлено, что Государственная противопожарная служба (далее – ГПС) является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации на подразделения ГПС возложены функции, по обеспечению профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях, организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, а также по организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах.

Деятельность подразделений ГПС основывается на строгом соблюдении установленных требований федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности и непосредственно направлена на его реализацию, путем определения порядка деятельности подразделений пожарной охраны посредствам установления таких норм в нормативных правовых актах МЧС России.

Контроль за организацией деятельности подразделений ГПС, (в том числе в части технической оснащенности, профессиональной подготовки личного состава, применения современных средств и способов тушения пожаров и т.д.) осуществляется непосредственно Правительством Российской Федерации (через МЧС России), а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и установление дополнительного контроля за деятельностью таких подразделений, в том числе через осуществление лицензионного контроля (надзора) со стороны МЧС России представляется не целесообразным.

Учитывая изложенное, законопроектом предлагается установить, что деятельность подразделений пожарной охраны, связанная с тушением пожаров (за исключением подразделений Государственной противопожарной службы и подразделений добровольной пожарной охраны), осуществляется на основании специального разрешения (лицензии).

Практика применения подразделений пожарной охраны при ликвидации масштабных лесных пожаров летом 2010 г., наводнений в Краснодарском крае в 2012 г., в Дальневосточном федеральном округе в 2013 г, а также в отдельных районах Сибирского федерального округа в 2014 г. свидетельствует о том, что применение подразделений пожарной охраны при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий необходима и обоснована и позволяет спасти многие человеческие жизни и снизить материальный ущерб.

В настоящее время, на пожарную охрану нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, а также нормативными документами организаций возложены различные функции и определены задачи по привлечению подразделений пожарной охраны к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, не связанных с тушением пожаров, при этом такие функции и задачи для подразделений пожарной охраны не закреплены на законодательном уровне.

В тоже время, подразделения пожарной охраны включаются в соответствующие территориальные и местные гарнизоны пожарной охраны с целью реализации возложенных на подразделения пожарной охраны задач и функций.

Основной целью создания таких гарнизонов является, реагирование на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера, в том числе не связанные с тушением пожаров, возникающие на территории Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие на законодательном уровне такой нормы права, связанной с реализацией возложенных задач на подразделения пожарной охраны, влечет за собой соответственно невозможность закрепления ее в функциях, выполняемых подразделениями пожарной охраны, а также в служебных обязанностях личного состава подразделений пожарной охраны.

На основании изложенного, а также в целях устранения указанных пробелов в законодательстве предлагается закрепить такие нормы права в Законе.

В настоящее время, Правительством Российской Федерации определен перечень организаций, в которых создаются объектовые и специальные подразделения федеральной противопожарной службы.

Данный перечень организаций включает в себя, в том числе объекты критически важные для национальной безопасности страны, а также особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации.

Кроме того, статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены критерии объектов, в том числе особо важных пожароопасных объектов, при соответствии, которым, на указанных объектах в обязательном порядке размещаются подразделения пожарной охраны.

Таким образом, полномочие федеральных органов государственной власти по утверждению дополнительного перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, представляется излишним и нецелесообразным.